Я люблю разбираться в теме искусственного интеллекта, поэтому с удовольствием посещаю профильные конференции. Одна из них, ежегодная научно-практическая конференция «Обнаружение заимствований — 2024», проходила 24–25 октября в онлайн-формате. Кстати, затронули несколько очень интересных тем: применение ИИ в образовании и проблемы авторского права.
Новые вызовы в эпоху ИИ
Конференцию открыл своим докладом доктор Бани Мелхем Исхак Ибрагим Ахмад из Международного исламского университета Малайзии о влиянии ChatGPT на студентов. В связи с этим появился вопрос: как изменится образование с приходом генеративного ИИ? Например, студенты, использующие нейросеть для выполнения заданий, показывают высокие результаты в краткосрочной перспективе, но из-за этого в будущем у них могут появиться проблемы с критическим мышлением.
Следующими выступали Елена Тихонова, преподаватель РУДН и МГИМО, и Марина Косычева из НИУ ВШЭ. Они представили исследование о плагиате в работах по искусственному интеллекту. Оказалось, что примерно в 15% публикаций нашли плагиат. Вообще эта проблема стоит довольно остро с 2023 года, когда свое исследование опубликовали ученые из США: они доказали, что нейросеть использует все виды плагиата, и решить эту проблему пока не удается.
Тему продолжила Ирина Рычкова из Череповца. Она рассказала о том, как в одной из школ внедрили систему «Антиплагиат». Могу себе представить, как на это отреагировали ученики! Зато количество оригинальных работ учащихся увеличилось на 30%.
ИИ в образовании и авторское право
Второй день конференции начался с выступления директора центра разрешения споров и бизнес-планирования АНРИ Михаила Демьянца о правовых аспектах использования ИИ в создании контента. В основном обсуждали пример из США: автор подал в суд на компанию, которая без разрешения использовала его работы для обучения ИИ. Разбирательство по этому делу планируется на 2025 год.
Дальше обсуждали реальный опыт внедрения ИИ в образовательный процесс. Роман Куприянов из Московского городского педагогического университета рассказал, что благодаря ИИ времени на подготовку материалов к занятию уходит на 40% меньше. Студенты тоже заметили разницу — по их оценкам, информацию стало проще воспринимать. Но это, к сожалению, единичный опыт — многие педагоги относятся к нейросетям достаточно скептически.
На завершающем круглом столе Павел Арефьев из электронной библиотеки научных статей eLIBRARY.RU представил интересную статистику. Согласно его данным, количество публикаций, созданных с помощью ИИ, за последний год выросло вдвое. В связи с этим подняли вопрос о том, насколько это этично по отношению к ученым, не использующим ИИ. Хотя, на мой взгляд, все достаточно просто: нейросеть — всего лишь инструмент, и каждый сам решает, пользоваться им или нет. Если вас заинтересовал этот вопрос, прочитайте еще саммари конференции «Этика в сфере искусственного интеллекта».
Главный вывод конференции
Мир науки и образования стоит на пороге серьезных изменений, связанных с развитием ИИ. Например, использование ИИ для анализа научных данных может ускорить исследования в несколько раз — вы можете сами убедиться в этом в нашем агрегаторе JDAI Hub. Но вопросы этичности остаются открытыми, как и необходимость адаптации научного сообщества к изменениям.